Хлеб, с истекшим сроком годности, останется в супермаркетах

С 1 июня торговые сети перестанут возвращать товар производителям

К 1 июня основные федеральные ритейлеры перестанут возвращать хлебобулочные изделия товаропроизводителям. Для этой цели в мае будут скорректированы договоры с поставщиками. Производители хлебобулочных изделий много раз жаловались на то, что им приходится покупать обратно у сетей свою продукцию с истекшим сроком годности, причем по цене продажи сетям. В прошлом году ритейлеры вернули почти треть всего купленного хлеба. Производителей поддержали в Федеральной антимонопольной службе и Роспотребнадзоре. Возврат просроченной пищевой продукции в переработку несут в себе риски по безопасности для здоровья человека.

По словам вице-спикера Госдумы Ирины Яровой, в настоящее время Россия теряет около 60 млрд рублей в год из-за возврата сетями нереализованной продукции.

«В отрасли сложилась недопустимая ситуация с возвратами хлеба производителям, при которой страна теряет 3 млн т высококачественной ржи и пшеницы», — сказал она, подчеркнув, что в вопросе возврата хлеба и покупатель, и производитель несут прямые и косвенные убытки.

В то же время глава Минпромторга Денис Мантуров отметил, что, если запрет будет введен, ритейлеры смогут самостоятельно выпускать хлебобулочные изделия, что может повлечь за собой закрытие организаций малого и среднего бизнеса.

О том, что торговые сети намерены прекратить возврат продукции с 1 июня, говорится в письмах председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ильи Ломакина-Румянцева к ритейлерам и в Российский союз пекарей. Всех членов АКОРТ («Ашан», X5 Retail Group, «Дикси», «Магнит» и другие крупнейшие сети) он попросил обратиться к поставщикам хлебобулочных изделий, заинтересованным в отказе от сложившейся модели распределения рисков производства, «с предложением внести соответствующие изменения в договоры уже в мае сего года». Он также добавил, что «ведущие ритейлеры запланировали достичь поставленную цель в пилотном режиме уже к 1 июня».

В письме президенту РСП Валерию Чешинскому представитель АКРОТ напомнил, что в начале этого года стороны договорились разрешить вопрос возврата продукции в течение года. 24 апреля состоялась встреча Владимира Путина с членами президиума Совета законодателей, где обсуждалась такая проблема, «указывает на необходимость ускорения решения данной задачи». Президент России в ходе встречи выразил сомнение, что требование забрать товар, тем более просроченный, соответствует действующему закону. Он предположил, что речь идет о недобросовестной правоприменительной практике.

На встрече также уточнилось, что срок хранения хлеба – 3 дня. Производителям приходится выкупать свою продукцию по цене продажи и перепродавать его предпринимателям, в большинстве случаев для корма скоту, в 6-7 раз дешевле.

— Хлебозавод производит и поставляет продукцию в торговые организации в соответствии с ежесуточным заказом — объем и ассортимент формирует сеть, которая настроена заказать чуть больше, чем может продать, чтобы полки выглядели заполненными, — рассказал Валерий Чешинский. — В случае недопоставки производитель платит штраф, при этом поставка происходит в рамках договора купли-продажи. Товар переходит в собственность покупателя, но производитель подписывает приложение к договору об обратном выкупе нереализованной продукции.

В «Дикси» работают над минимизацией возвратов.

Х5 Retail Group уже перевела часть поставщиков на новые условие, а с 1 июня прекратит возврат уже по всем поставщикам.

«Ашан Россия» уже несколько лет работают без возвратов.

По материалам газеты "Известия"