БУХУЧЕТ: НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ ОБРЕМЕНЕНИЕ

Нужен ли бухучет предпринимателям или нет?

Нередко российским предпринимателям приходится сталкиваться с изменениями в законодательства, которые в той или иной мере влияют на ведение бухгалтерского учета: какие-то облегчают его ведение (вплоть до полной его отмены для некоторых категорий бизнеса), какие-то – усложняют.

Так уж складывается ситуация, что развитие систем ведения бухгалтерского учета, в том числе и разработка автоматизированных учетных программ, в нашем государстве, прежде всего, подчинены фискальной функции учета. В большинстве случаев бухгалтерские службы предприятия аккуратно следуют правилам бухгалтерского учета (ПБУ) и методическим рекомендациям по его ведению, которые жестко контролируются налоговыми органами. В остальном бухгалтера малого и среднего бизнеса, предприятий, не подпадающих под обязательный аудит, могут даже пренебрегать правилами.

Тем не менее, к разработке учетной политики предприятия, определения способов и методов ведения учета необходимо подойти рационально. Автоматизированные программы учета позволяют организовать учетную работу таким образом, чтобы:

1)      данные оперативного и складского учета одновременно являлись данными бухгалтерского учета, что позволит сократить трудозатраты на все виды учета;

2)      данные бухгалтерского учета одновременно являются данными управленческого учета и служат для принятия управленческих задач и анализа финансово-хозяйственной деятельности;

3)      данные бухгалтерского учета используются для формирования как бухгалтерской и налоговой отчетности, так и отдельно для формирования управленческой отчетности.

Таким образом, для того, чтобы корректным образом настроить автоматизированный учет на предприятии необходимо обеспечить полное отражение всех хозяйственных операций в учете и грамотно подойти к автоматизации каждого первичного учетного документа и определить, для каких целей будут служить его отдельные реквизиты.

При условии, что все хозяйственные операции найдут свое полное отражение в учетной программе предприятия, один раз введенные в учетную программу сведения позволят сформировать три наиболее важных формы управленческого учета:

  • Управленческий баланс, который даст представление предпринимателю на любую дату о действительной капитализации его бизнеса (рыночной стоимости имущества и бизнеса), реальной структуре активов предприятия и структуре источников формирования имущества;
  • Управленческий отчет о прибылях и убытках, который позволит предпринимателю за любой период времени определить действительную выручку, затраты и прибыль  по всем направлениям бизнеса, выявить размер постоянных и переменных издержек, поможет определить рентабельность бизнеса и отдельных его направлений;
  • Управленческий отчет о движении денежных средств, который позволит бизнесу за отдельные интервалы времени выявить реальные притоки и оттоки денежных средств по отдельным направлениям бизнеса, классифицировав их как по отдельным статьям (которые могут быть индивидуально разработанными для конкретного предприятия), так и по таким направлениям как текущая, инвестиционная и финансовая  деятельность. Отчет о движении денежных средств является важным источником информации о действительном финансовом положении предприятия, помогает прогнозировать недостаток денежных средств в (кассовые разрывы).

Как показывает наша многолетняя практика, очень многие представители малого и среднего бизнеса пренебрегают возможностью использовать бухгалтерский учет в целях управления бизнесом в угоду минимизации налогообложения, хотя одно другому явно не противоречит. К сожалению, такой подход приводит иной раз к очень плачевным результатам, вплоть до банкротства компании.

Тем предпринимателям, которые с легкостью отказываются от ведения бухгалтерского учета при предоставлении им такой возможности со стороны законодательства, я рекомендую взвесить все плюсы и минусы такого решения, а при необходимости обратиться к профессионалам, которые смогут указать им оптимальный путь.